Напомним, что до настоящего времени существовала неопределенность относительно условий применения п. 3.1 ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно данной статье лица, указанные в п.п. 1-3 ст. 53 ГК РФ, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам общества в случае исключения его из ЕГРЮЛ.
К лицам, указанным в п.п.1-3 ст. 53 ГК РФ относятся:
- лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (директор, генеральный директор и т.д.)
- члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании
- лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, указанным выше.
Суды при вынесении решений нередко исходили из предположения, что сам факт исключения компании-должника из ЕГРЮЛ является достаточным основанием для привлечения ее руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В рассматриваемом Определении Верховный суд указал:
- факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не влечет автоматическую возможность привлечь к субсидиарной ответственности ее руководство
- положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются при рассмотрении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (презумпция ответственности контролирующих лиц отсутствует)
- необходимо выяснять конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между действиями руководителя (учредителя) должника и тем, что долг перед кредитором не был погашен
- необходимо исследовать вопрос о наличии или отсутствии признаков неразумности или недобросовестности в действиях руководства исключенной из ЕГРЮЛ компании
Совокупность указанных критериев позволит, в случае их доказанности, привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (контролирующих лиц) юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ.
С текстом Определения №307-ЭС20-180 от 25 августа 2020 года можно ознакомиться здесь.